Одним из популярных направлений в сфере хозяйствования, получивших своё интенсивное развитие в Украине, является открытие так называемого учреждения общественного питания, а говоря простым языком - кафе или ресторана.
Процедура открытия, к примеру, кафе, является довольно сложной как по оформлению документов, так и по организации самого процесса. Остановим своё внимание на наиболее принципиальных моментах открытия кафе, которые помогут
сориентироваться в ситуации или хотя бы очертят круг вопросов, с которыми столкнётся предприниматель.
Прежде всего, начнём с выбора организационно-правовой формы, в которой кафе будет осуществлять свою деятельность. Как показывает практика, наиболее оптимальной формой может стать ООО или
ЧП. Но в свете недавних событий (принятие нового Налогового кодекса Украины), возможна и вполне приемлема иная форма, в которой осуществляют трудовую деятельность сразу
два предпринимателя. Этот симбиоз выглядит следующим образом: один предприниматель реализует алкогольные напитки, а другой - готовит блюда.
Данная форма удобна в силу того, что есть возможность основную часть выручки (от кухни) получать, будучи на едином налоге, а алкогольные напитки, без которых полноценное кафе трудно представить, продавать
на общей системе. Это позволит оптимизировать издержки на ведение бизнеса, а именно - снизить налоговую нагрузку. Сразу возникает много вопросов о том, насколько законна данная форма деятельности, и, главное, - как вести
бухгалтерский учёт?
Исходя из норм НКУ, предпринимателю, выбравшему упрощённую систему налогообложения, запрещено торговать алкогольными напитками и табачной продукцией. Представить кафе без алкоголя - крайне сложно, это скорее исключение из правил,
особенно в таких городах как, например, Киев, Днепропетровск, Одесса. Вполне возможно открыть кафе и на общей системе налогообложения, но в связи с особенностями украинской налоговой системы и уплатами в Пенсионный фонд
сумма чистого дохода будет невелика. Поэтому и приходится искать варианты, при которых есть возможность быть на едином налоге и торговать спиртным одновременно. При этом происходит раздел кафе на кухню (ассортимент на едином налоге)
и бар (алкогольные напитки на общей системе налогообложения). Подписание договора о совместной деятельности невозможно в силу её запрета для предпринимателей
на едином налоге. А вот разделить помещение допустимо, сделать это можно следующим образом: единоналожник сдает часть помещения в аренду предпринимателю на общей системе, и тот вполне законно продает на своем торговом месте
алкоголь и табак. При этом ведется работа двух предпринимателей в одном помещении, что вполне законно.
Теперь необходимо затронуть вопрос о лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком и торговом патенте.
Для предпринимателя на едином налоге допускается работа без торгового патента. Лицензия ему так же не нужна, т.к. продажа товаров, подлежащих лицензированию, им не предусмотрена. А вот для работы на общей системе необходимо
в органах налоговой службы по месту регистрации бизнеса получить торговый патент, а также лицензию и в своей деятельности выполнять все лицензионные условия (например, наличие торговой площади не менее 20 м2),
в том числе не забывать вносить за неё плату (поквартально либо сразу за год).
Следующим шагом будет получение разрешения на размещение объекта торговли. Существуют различные точки зрения в отношении данного разрешения: налоговые органы требуют наличия разрешения, а Госкомпредпринимательства разъясняет
в письмах то, что на данный момент требования законодательно не закреплены. Мы считаем, что получить его стоит, т.к. в налоговой его будут требовать при получении патента и регистрации РРО (регистратор расчетных
операций). И, разумеется, споры и конфликты на этой стадии крайне не желательны.
Без получения вывода ГСЭС и разрешения на начало работ органов Госпожарнадзора так
же не обойтись. Сами процедуры получения довольно сложны и, поскольку они всё-таки необходимы, то лучше обратиться за помощью к специалистам, что значительно сэкономит время и деньги. Могут возникнуть ситуации, когда разрешение
Госпожарнадзора и ГСЭС получать не нужно, если, скажем, помещение под кафе арендованное и собственником все разрешения на работу кафе от ГСЭС и пожарных получены. Но в случае реконструкции помещения
или ввода в эксплуатацию нового оборудования вывод и разрешение потребуются.
Лицу, получившему лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, не следует забывать о необходимо внесения в Единый реестр всех мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий, если они расположены
по другому адресу, нежели место осуществления торговли.
Так же ещё остаются вопросы о наёмных работниках, отчёты по ним, ведение книги Формы № 10, РРО и другие вопросы, на которые юристы компании “Lion's Mark” ответят, опираясь на действующее законодательство. На
основании всего вышеописанного можно сказать, что два предпринимателя могут работать в одном кафе. Для законности их деятельности у каждого из них должен быть свой документ на соответствующую часть помещения.
Торговый патент на едином налоге не нужен, а общей системе не обойтись без патента и лицензии. У предпринимателя на общей системе РРО должен быть обязательно. Через РРО должны проводиться только те суммы, которые
поступают от продажи продукции, принадлежащей предпринимателю на общей системе.