Как открыть кафе в Украине: нюансы организации деятельности

Одним из популярных направлений в сфере хозяйствования, получивших своё интенсивное развитие в Украине, является открытие так называемого учреждения общественного  питания, а говоря простым языком -  кафе или ресторана. Процедура открытия, к примеру, кафе, является довольно сложной как по оформлению документов, так и по организации  самого процесса. Остановим своё внимание на наиболее принципиальных моментах открытия кафе, которые помогут сориентироваться в ситуации или хотя бы очертят круг  вопросов, с которыми столкнётся предприниматель.

Прежде всего, начнём с выбора организационно-правовой формы, в которой кафе будет осуществлять свою деятельность. Как показывает практика, наиболее оптимальной формой  может стать ООО или  ЧП. Но в свете недавних событий (принятие нового Налогового кодекса Украины), возможна и вполне приемлема иная форма, в которой осуществляют  трудовую деятельность сразу два предпринимателя. Этот симбиоз выглядит следующим образом: один предприниматель реализует алкогольные напитки, а другой - готовит  блюда. Данная форма удобна в силу того, что  есть возможность  основную часть выручки (от кухни) получать, будучи на едином налоге, а алкогольные напитки, без которых  полноценное кафе трудно представить, продавать на общей системе. Это позволит оптимизировать издержки на ведение бизнеса, а именно - снизить налоговую нагрузку. Сразу  возникает много вопросов о том, насколько законна данная форма деятельности, и, главное, - как вести бухгалтерский учёт?

Исходя из норм НКУ, предпринимателю, выбравшему упрощённую систему налогообложения, запрещено торговать алкогольными напитками и табачной продукцией. Представить  кафе без алкоголя - крайне сложно, это скорее исключение из правил, особенно в таких городах как, например, Киев, Днепропетровск, Одесса. Вполне возможно открыть кафе и на  общей системе налогообложения, но в связи с особенностями украинской налоговой системы и уплатами в Пенсионный фонд сумма чистого дохода будет невелика. Поэтому и  приходится искать варианты, при которых есть возможность быть на едином налоге и торговать спиртным одновременно. При этом происходит раздел кафе на кухню   (ассортимент на едином налоге) и бар (алкогольные напитки на общей системе налогообложения). Подписание договора о совместной деятельности невозможно в силу её  запрета для предпринимателей на едином налоге. А вот разделить помещение допустимо, сделать это можно следующим образом: единоналожник сдает часть помещения в аренду  предпринимателю на общей системе, и тот вполне законно продает на своем торговом месте алкоголь и табак. При этом ведется работа двух предпринимателей в одном  помещении, что вполне законно.

Теперь необходимо затронуть вопрос о лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком и торговом патенте. Для предпринимателя на едином налоге допускается работа без  торгового патента. Лицензия ему так же не нужна, т.к. продажа товаров, подлежащих лицензированию, им не предусмотрена. А вот для работы на общей системе необходимо в  органах налоговой службы по месту регистрации бизнеса получить торговый патент, а также лицензию и в своей деятельности выполнять все лицензионные условия (например,  наличие торговой площади не менее 20 м2), в том числе не забывать вносить за неё плату (поквартально либо сразу за год).

Следующим шагом будет получение разрешения на размещение объекта торговли. Существуют различные точки зрения в отношении данного разрешения: налоговые органы  требуют наличия разрешения, а Госкомпредпринимательства разъясняет в письмах то,  что на данный момент требования законодательно не закреплены. Мы  считаем, что  получить его стоит, т.к. в налоговой его будут требовать при получении патента и регистрации РРО (регистратор расчетных операций). И, разумеется, споры и конфликты на этой  стадии крайне не желательны.

Без получения вывода ГСЭС и разрешения на начало работ органов Госпожарнадзора так же не обойтись. Сами процедуры получения довольно сложны и, поскольку они всё-таки  необходимы, то лучше обратиться за помощью к специалистам, что значительно сэкономит время и деньги. Могут возникнуть ситуации, когда разрешение Госпожарнадзора и  ГСЭС получать не нужно, если, скажем, помещение под кафе  арендованное и собственником  все  разрешения на работу кафе от ГСЭС и пожарных получены. Но в случае  реконструкции помещения или ввода в эксплуатацию нового оборудования вывод и разрешение потребуются.

Лицу, получившему лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, не следует забывать о необходимо внесения в Единый реестр всех мест  хранения алкогольных напитков и табачных изделий, если они расположены по другому адресу, нежели место осуществления торговли.

Так же ещё остаются вопросы о наёмных работниках, отчёты по ним, ведение книги Формы № 10, РРО и другие вопросы, на которые юристы компании “Lion's Mark” ответят,  опираясь на действующее законодательство. На основании всего вышеописанного можно сказать, что два предпринимателя могут работать в одном кафе.  Для законности их  деятельности   у каждого из них должен быть свой документ на соответствующую часть помещения. Торговый патент на едином налоге не нужен, а  общей системе не обойтись без  патента и  лицензии. У предпринимателя на общей системе РРО должен быть обязательно. Через РРО должны проводиться только те суммы, которые поступают от продажи  продукции, принадлежащей предпринимателю  на общей системе.


Top