23 мая 2013 г. Верховной Радой на основе проекта № 2990 был принят Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины. Данным законом предусматривается применение административных по своему характеру санкций, таких
как штрафы, конфискация имущества и ликвидация, но по правилам уголовного производства. Данный закон был принят с целью визовой либерализации с ЕС в части реформирования антикоррупционного законодательства.
Законом определен
исчерпывающий перечень преступлений, совершение которых руководителем, учредителем, участником или другим уполномоченным лицом юр. лица от его имени и в его интересах является основанием для применения к юр. лицу мер уголовно-правового
характера, а именно:
- ст. 209 УК: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
- ст. 258-258-5 УК: террористический акт, вовлечение в совершение террористического акта, публичные призывы к его совершению,
создание террористической группы или террористической организации, содействие совершению террористического акта, финансирование терроризма;
- ст. 306 УК: использования средств, полученных от незаконного оборота наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств;
- ст. 368-369-2 УК: получение взятки, незаконное обогащение, коммерческий
подкуп должностного лица юр. лица частного права независимо от организационно-правовой формы, подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги, предложение или дача взятки, злоупотребление влиянием.
Меры уголовно-правового
характера могут быть применены судом к предприятию, учреждению или организации, кроме госорганов, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся
за счет соответственно госбюджета или местного бюджета, фондов общеобязательного государственного соцстрахования, Фонда гарантирования вкладов физлиц, а также международных организаций.
В законе введено понятие "уполномоченного
лица юр. лица" и закреплены признаки совершения преступления в интересах юр. лица.
Среди мер уголовно-правового характера, которые могут применяться к юр. лицам:
1) штраф в размере от 5 до 75 тыс. необлагаемых минимумов
доходов граждан;
2) конфискация имущества;
3) ликвидация, которая применяется судом в случае совершения соответствующими лицами любого из преступлений, предусмотренных ст.258-258-5 УК;
Закон вносит изменения в:
-Уголовный
кодекс Украины;
-Уголовно-процессуальный кодекс Украины.
-В законы об основах противодействия и предотвращения коррупции и об обеспечении лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Срок давности в применении
юридической ответственности к юр. лицу останавливается при условии, что уполномоченное лицо скрывается или его местонахождение неизвестно.
Сроки давности могут быть восстановлены, как только ответственный появится.
Следует
заметить, что институт применения мер уголовно-правового характера к юридическим лицам является довольно противоречивым для законодательства Украины в целом. Реализация норм закона потребует внедрение нового подхода к теории уголовного
права. Нельзя не заметить тенденцию государства к криминализации правонарушений.
Вопросы относительно института уголовной ответственности юр. лиц велись и раньше, но существовали они на уровне дискуссий
и обсуждений, а попытки парламента ввести уголовную ответственность для юридических лиц оказывались неудачными. Так же не ясны признаки, по которым можно сказать, что правонарушение совершенно именно в интересах юр. лица. И немаловажный
факт: хоть закон и принят для борьбы с коррупцией, почему тогда госорганы, органы местного самоуправления - субъекты коррупционных преступлений, избегают этой ответственности?